МБОУ "Усть-Цилемская СОШ им. М.А.Бабикова"
село Усть-Цильма
  • РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Автор: Гаврилова Мария Васильевна, учитель начальных классов
    Статья рассматривает значимость формирования проектных навыков у учащихся начальных классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются основные подходы и методы, которые способствуют развитию у младших школьников умений и навыков, необходимых для проектной деятельности. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям для учителей, помогающим вовлечь детей в процесс проектной работы, развить их исследовательские способности и способствовать успешной социализации и самостоятельности.
    РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

    Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ставит перед учителями задачу — не только дать ученикам знания, но и способствовать их всестороннему развитию. Одним из ключевых направлений современной педагогики является развитие проектных навыков, которые становятся основой для формирования самостоятельности, инициативности и критического мышления у младших школьников. Проектная деятельность позволяет детям исследовать мир, ставить перед собой задачи и находить пути их решения, работая в коллективе и применяя полученные знания на практике. Проекты помогают детям стать активными участниками образовательного процесса, формируя у них базовые умения, полезные для дальнейшего обучения и жизни.

    Проектные навыки включают в себя умение планировать работу, анализировать информацию, решать задачи, представлять результаты своей работы и критически оценивать свою деятельность. Для начальных классов такие задачи кажутся сложными, однако именно в этом возрасте закладываются основы, которые позволяют учащимся развить необходимые качества, если работа ведется системно и с учетом возрастных особенностей.

    Реализация проектной деятельности в начальной школе должна быть направлена на создание условий для самостоятельного поиска информации, планирования работы и анализа результатов. Чтобы вовлечь младших школьников в проектную деятельность, необходимо начинать с небольших исследовательских заданий, которые стимулируют познавательный интерес и помогают понять, что такое проект и какие шаги необходимо предпринять для его успешного выполнения. К примеру, для учеников первого-второго классов проекты могут быть связаны с их ближайшим окружением, интересами или повседневной жизнью. Учитель может предложить детям исследовать тему «Моя семья», где школьники изучают семейные традиции, а затем представляют результаты своей работы в виде рисунков, фотографий или небольших рассказов. Такой проект не только интересен детям, но и помогает им понять важность их семьи и истории, осознать уникальность каждого человека.

    Для успешной работы над проектами младшие школьники нуждаются в поддержке и помощи. Важно, чтобы учитель объяснил детям смысл работы, привел примеры успешных проектов и предложил пошаговый план действий. Один из главных принципов проектной работы в начальных классах — пошаговость и четкая структура. Учитель помогает детям распределить задачи на этапы, дает рекомендации по каждому этапу и поощряет учеников на каждом шаге. Такой подход развивает у школьников организаторские навыки и умение работать по плану, что является важной составляющей проектных навыков.

    Роль учителя в проектной деятельности — не только руководить, но и вдохновлять, поддерживать, побуждать к поиску новых идей и решений. Учитель должен создавать такие условия, чтобы дети могли проявить инициативу, предложить свои идеи и выбрать интересное направление для работы. Поддерживая интерес учащихся, педагог способствует их личностному росту и успешной адаптации к образовательному процессу. На этапе подготовки к проектной работе учитель может использовать наглядные пособия, мультимедийные презентации и разнообразные ресурсы, которые помогут учащимся понять, что проектная деятельность может быть интересной и увлекательной. Учащиеся должны чувствовать, что их вклад в работу важен и что их мнение учитывается.

    Также немаловажным является сотрудничество учащихся друг с другом. Командные проекты развивают у детей коммуникативные навыки, учат слушать друг друга, обсуждать и принимать совместные решения. Важно, чтобы учитель на начальном этапе помог ученикам освоить основные принципы работы в группе, такие как уважение к мнению других, взаимопомощь и распределение ролей. Например, при работе над проектом о природных явлениях учитель может разбить класс на группы и предложить каждой команде исследовать определенное явление (дождь, снег, радуга). После завершения работы каждая группа представляет свой мини-проект, а остальные ученики задают вопросы. Это помогает ребятам не только углубить свои знания, но и научиться воспринимать обратную связь, обмениваться опытом и расширять свои представления о предмете.

    Одним из способов интеграции проектной работы в учебный процесс является включение элементов проектной деятельности в различные предметы. На уроках математики, например, можно предложить детям исследовать, как математика связана с их повседневной жизнью, например, с покупками в магазине или измерением различных предметов. На уроках окружающего мира ученики могут проводить исследования на темы экологии, природных ресурсов или охраны окружающей среды. Такой подход способствует углублению интереса к предмету и формированию умений использовать знания в реальной жизни.

    Для успешной реализации проектов важно использовать современные технологии. Компьютеры, планшеты, проекторы и другие электронные устройства дают возможность детям создавать мультимедийные презентации, искать информацию в интернете и визуализировать результаты своей работы. Например, в рамках проектной работы на тему «Моя любимая книга» учащиеся могут создать электронную презентацию о выбранной книге, добавив в нее иллюстрации, цитаты и собственные впечатления. Это поможет школьникам не только глубже понять тему, но и улучшить навыки работы с компьютерной техникой, что также полезно для их дальнейшего обучения.

    Для учителя важным аспектом является оценивание проектной деятельности. Здесь важно учитывать как процесс работы, так и конечный результат. Важно поощрять учеников за их усилия, инициативу и творческий подход, а также предоставлять конструктивную обратную связь. Например, после завершения проекта учитель может провести обсуждение с классом, во время которого каждый ученик расскажет о том, что ему понравилось, что было трудным, и что он узнал нового. Такой подход способствует формированию у школьников самооценки, критического мышления и умения анализировать собственную работу.

    Проектная деятельность помогает развить у учащихся ряд важных качеств: организованность, ответственность, умение самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и доводить дело до конца. Эти навыки необходимы для успешной адаптации в современном обществе, где требуется умение решать нестандартные задачи и искать креативные решения. Кроме того, участие в проектах развивает у детей исследовательские способности, интерес к учебе и умение преодолевать трудности.

    Таким образом, реализация проектной деятельности в рамках ФГОС позволяет развивать у младших школьников такие качества, которые будут полезны им на протяжении всей жизни. Важно, чтобы учитель видел в проектной работе не просто способ передачи знаний, но и средство формирования у детей активной жизненной позиции, стремления к новым знаниям и уверенности в своих силах. Современные образовательные стандарты требуют от учителей готовности к внедрению инновационных методик, среди которых проектная деятельность занимает центральное место. Успешная работа по развитию проектных навыков у младших школьников — это путь к их полноценному и всестороннему развитию, основанному на уважении, поддержке и стремлении к сотрудничеству.

    Список литературы

    1. Айхель Н. В. Педагогические условия формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. № 2.
    2. Вахитов Р. Р, Вахитова Е. С, Хабибулин Д. А. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС // АНИ: педагогика и психология. 2020. №4 (33).
    3. Новикова Е. О., Власова И. Н. Система формирования проектных умений обучающихся основной школы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. № 4.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie